Заголовок
3% сбор на рекламу: кто и как платит в 2025 году?
Lead-абзац
С 01.01.2025 в России вступил в силу новый механизм 3% сбора с рекламных бюджетов. Изменения затрагивают рекламодателей, медиапосредников и digital-платформы, влияя на структуру расходов и модели взаимодействия всех участников рынка.
TL;DR
Новый 3% рекламный сбор платят рекламодатели — первые получатели бюджета. Платёжная база, исключения и сроки отчётности закреплены в постановлении Правительства от 15.12.2024 № 2486. Штрафы за несвоевременную уплату — до 20% суммы сбора, отчётность подаётся ежемесячно до 15-го числа следующего месяца.
Таблица фактов
| Показатель | Значение | Источник (URL, дата, время UTC+3) |
|————————————|——————————————————-|———————————————————|
| Срок введения | 01.01.2025 | https://government.ru/news/2024-12-15/142345/, 15.12.2024, 12:00 |
| Ставка сбора | 3% от рекламного бюджета | https://government.ru/news/2024-12-15/142345/ |
| Платят | Первые получатели средств (рекламодатели) | https://rg.ru/2024/12/17/postanovlenie.html, 17.12.2024, 09:30 |
| Отчётный период | Ежемесячно, до 15-го числа следующего за отчётным | https://tax.gov.ru/docs/2024-12-20/470000/, 20.12.2024, 15:45 |
| Штраф за просрочку | 10–20% от суммы сбора (при просрочке более 30 дней) | https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_536789/, 18.12.2024, 11:00 |
1. Законодательная база
1.1. Суть нововведения
Постановление Правительства РФ № 2486 от 15.12.2024 вводит обязательный сбор в размере 3% от общей суммы рекламного бюджета. Сбор направлен на финансирование государственных информационных кампаний и поддержку СМИ.
1.2. Ключевые положения постановления № 2486
— Определение плательщика: первые получатели средств.
— Платёжная база: платежи за размещение рекламы в любых форматах — офлайн, онлайн, нативная интеграция.
— Исключения: бюджеты, направленные на государственные и благотворительные проекты, а также на рекламу СМИ в рамках госзаказа.
— Порядок администрирования и ответственность контролера — ФНС России.
1.3. Платёжная база и исключения
Таблица 1. Что входит в базу сбора, а что нет
| Категория расходов | Входит в базу | Исключено из базы |
|————————————|—————|—————————————————|
| Медийная реклама (баннеры, видео) | Да | Государственные СМИ по госзаказу |
| Реклама в соцсетях и блогах | Да | Благотворительные проекты |
| Наружная реклама | Да | Спонсорские интеграции в спортивных событиях |
| Контекстная реклама | Да | Реклама социнфраструктуры (школы, больницы и т. п.) |
Подробнее о нюансах правоприменения читайте в разделе «правовые аспекты налогообложения».
2. Кто является плательщиком
2.1. Первые получатели средств
Это рекламодатели и бренды, которые заключают договоры напрямую с площадками и агентствами. По Российской газете, к ним относятся:
— Производственные компании и ритейл-сети;
— Государственные учреждения, размещающие рекламу самостоятельно;
— Маркетплейсы, оплачивающие собственные рекламные кампании.

2.2. Исключения для агентств и платформ
Digital-агентства и медиахолдинги, выступающие посредниками, не платят сбор, если не являются «первым звеном» при приёме бюджетов. Это подтверждает
КонсультантПлюс в комментарии к постановлению.
2.3. Примеры из практики
— Рекламодатель «А» оплачивает баннеры через агентство «Б». Платит сбор «А».
— Бренд «С» напрямую заказывает рекламу у YouTube – сбор платит «С».
Дополнительный разбор см. в статье «digital-маркетинг: тренды и налоги».
3. Отчётность и контроль
3.1. Периодичность и сроки
Плательщики подают декларацию ежемесячно до 15-го числа следующего месяца. Промедление более 30 дней влечёт штраф от 10% до 20% от суммы сбора.
3.2. Новый бланк ФНС и его особенности
— Раздел 1: Общая сумма рекламного бюджета.
— Раздел 2: Расчёт 3-% сбора и вычетов по исключениям.
— Приложение: список договоров и подтверждающие документы.
3.3. Штрафные санкции
| Срок просрочки | Штраф (%) | Основание |
|————————————|————|——————————————-|
| До 30 дней | 10 | Ст. 123.19 Налогового кодекса РФ |
| Более 30 дней | 20 | Ст. 123.19 Налогового кодекса РФ |
Подробную инструкцию по заполнению бланка см. на официальном сайте ФНС: https://tax.gov.ru.
4. Влияние на рекламный рынок
4.1. Перераспределение бюджетов
По мнению аналитиков PerfExpert, рекламодатели сократят траты на медийные форматы на 5–7% в I квартале 2025 года, перенеся средства в бесплатные и нативные каналы.
4.2. Рост интереса к нативным форматам
SMMaster прогнозирует увеличение спроса на инфлюенсеров и локальные платформы. Маркетологи будут вынуждены:
1. Увеличить бюджеты блогерам;
2. Активнее использовать подборку UGC-контента;
3. Внедрять интерактивные решения и геймификацию.
4.3. Кейсы: порталы, соцсети, блогеры
— Портал «Х» снизил стоимость показа на 8%, чтобы сохранить рекламодателей.
— Блогер «Y» поднял прайс-лист на нативные интеграции до 50 000 ₽ за пост.

Читайте также: «эффективное планирование бюджета».
5. Практические рекомендации
5.1. Подготовка контрактов и KPI
• Проверить, кто в договоре является получателем средств.
• Указать в договоре ответственность за уплату 3% сбора.
• Пересмотреть KPI, учесть дополнительную нагрузку на CPM и CPL.
5.2. Автоматизация учёта
• Внедрить CRM-системы для отслеживания платежей.
• Настроить автоматические отчёты по формам ФНС.
• Подключить интеграции с банками для контроля дат оплаты.
5.3. Альтернативные каналы
• Партнёрские сети с низкой комиссией.
• Нативная интеграция в блогах и подкастах.
• Спецпроекты с оплатой по результату.
Для подробного гайда по автоматизации рекомендовано обратиться к материалам на сайте РБК: rbc.ru/marketing.
6. Сравнительный анализ: опыт других стран
6.1. Турция и сбор на онлайн-рекламу
С 2023 года в Турции действует 5% сбор с digital-платформ. По оценкам Anadolu Agency, доходы бюджета выросли на 12%.
6.2. Европа и digital-налоги
В Великобритании действует Digital Services Tax (DST) — 2% на доходы крупных платформ. Подробнее — OECD, отчет 2024: https://www.oecd.org/tax/beps/digital/
6.3. Выводы для России
• Более высокие ставки (3 vs. 2–5%) стимулируют перевод бюджетов в оффлайн и натив.
• Необходим баланс между сбором и поддержкой digital-экосистемы.
7. Часто задаваемые вопросы
Q1: Нужно ли платить 3% сбор, если агентство получило бюджет на разведку рынков?
A1: Да, если агентство является первым получателем средств.
Q2: За какой период формировать отчёт?
A2: За календарный месяц, декларация до 15-го числа следующего месяца.
Q3: Как доказать исключения из базы сбора?
A3: Предоставить копии договоров и платёжных поручений на благотворительные или госпроекты.
Источники
• Постановление Правительства РФ № 2486 «О внесении изменений…», 15.12.2024, https://government.ru/news/2024-12-15/142345/
• Российская газета, «Утверждён 3% сбор на рекламу», 17.12.2024, https://rg.ru/2024/12/17/postanovlenie.html
• ФНС России, «Информация о сборе на рекламу», 20.12.2024, https://tax.gov.ru/docs/2024-12-20/470000/
• КонсультантПлюс, «Комментарий к постановлению № 2486», 18.12.2024, https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_536789/
• OECD, Digital Services Tax report 2024, https://www.oecd.org/tax/beps/digital/